Галерная улица. История Застройки

Галерная улица – старейшая улица Санкт-Петербурга. Ее роль в формировании градостроительного и культурного образа города огромна. На этой улице находятся: англиканская Церковь  Иисуса Христа (Английская наб., 56; Галерная ул.,57); Дворец Великого князя Михаила Александровича с дворовыми флигелями (Английская наб., 54; Галерная ул., 55); Дом Потемкина А.Я. (Струкова) (Английская наб.,52; Галерная ул., 53); Дом Ф.В. Кранкенгагена (Адмиралтейского кан. наб., 17)

ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ

В первой половине XVIII века именовалась 1-я Галерная улица, по Галерному двору, находившемуся в этом районе. 20 апреля 1738 года ей присвоено наименование Исаакиевская улица, по названию церкви, которая тогда находилась в начале улицы. Параллельно существовали названия Старая Исаакиевская улица, Морская Исаакиевская улица, Западная улица, Западная Галерная улица (от площади Труда до Ново-Адмиралтейского канала), Канатная улица (от площади Декабристов, до улицы Труда, названа по Адмиралтейской канатной фабрике, находившейся между этой улицей и Конногвардейским бульваром), Канатная линия. К 1810 году наименование Галерная улица вытеснило все остальные и стало официальным. В октябре 1918 года улице было присвоено имя "Красная улица",  с целью «выражения революционного духа времени». 4 октября 1991 года возвращено историческое наименование -  Галерная улица.

ИСТОРИЯ ЗАСТРОЙКИ УЧАСТКА

В западной части Галерной улицы, в районе нынешних Галерной улицы, Ново-Адмиралтейского канала и Адмиралтейского канала, в допетровские времена находилось рыбачье селенье.

Шневенская слобода

В 1705 году здесь возникла Шневенская слобода, названная так по фамилии командира расквартированных тут морских солдат Шневенца. По-видимому, она была застроена деревянными или мазанковыми зданиями, по типу образцовых домов — зданий по проектам, обязательным для различных категорий жителей Петербурга.

При слободе в 1708 году возник одноименный рынок, — в Петербурге торжища устраивались у берега Невы, у водных путей, что облегчало подвоз товаров. Рынок действовал до 1725 года. Шневенский рынок не принадлежал к крупнейшим в городе. Петр I в одном из своих указов писал, что "иные рыночные торговцы делают свои палатки из заплатанного холста, что человеческому глазу мерзко". Вначале здесь велась оживленная торговля съестным. Сохранилось свидетельство о существовании тут мясного ряда. За порядком на рынке придирчиво следила полиция. Регламент требовал, чтобы "все торговцы ходили в белом мундире по указу, а мундиры бы делать по образцу, как в мясном и рыбном рядах у торговых людей". Виновных в неисполнении этого правила штрафовали, а их товар  полиция отбирала "на великого государя".

В Шневенской слободе было сравнительно чисто. Каждый домовладелец обязан был против своего дома подметать мостки (тротуары) и поправлять мостовую. Делать это предписывалось рано утром или поздно вечером, когда по улицам ни езды, ни ходьбы. За неисполнение этого правила взыскивался штраф. Строго запрещалось сваливать мусор в реки и каналы. За такую вину у знатных людей — наказывали служителей. А незнатные домовладельцы сами должны были быть биты кнутом и ссылаемы на вечную каторжную работу. Городские отбросы вывозились на свалки на далекие окраины города. Конечно, идеальной чистоты на улицах Адмиралтейского острова не было, но все же Петербург был первым городом мира, в котором по приказу Петра 1717 года действовали правила, предохраняющие загрязнение улиц городскими отбросами. Уличное освещение фонарями появилось в районе Шневенской слободы в 1723 году.

Галерная верфь

Вторым образующим данный район предприятиям стала построенная в 1712 году в устье реки Мойки, на правом ее берегу, корабельная верфь. Вначале эта верфь называлась Скампавейным двором по наименованию небольших, длиной до 30 метров, быстроходных гребных судов — скампавей. Каждое судно имело три мачты с косыми парусами и 20 весел. Здесь срочно было сооружено несколько эллингов, в 1712 году началось строительство 50 скампавей, в 1713 году — еще 64 скампавей.

После 1713 года началось усиленное строительство галер, верфь была переименована в Галерный двор, а в 1721 году — в Галерную верфь. На верфи строились гребные суда - галеры, полугалеры, скампавеи, также в 1728 заложено «потаенное судно» - первая русская подводная лодка.

В 1740-е гг. Галерная верфь будет переведена на Васильевский остров. Помимо строительства Галерной верфи, в первой половине XVIII века возник вопрос о постройки прядильного, канатного двора, т.е. канатной фабрики для оснащения такелажем парусных кораблей, стоившихся в Адмиралтействе.

Канатный двор

27 мая 1720 года последовало распоряжение: «на лугу, что против двора секретаря Осипа Павлова, для спуска канатов поставить из Адмиралтейской подрядной канцелярии прядильню в 6 колес и для клати пеньков и инструментов сделать амбар в 6 сажень и крыть кровлю и быть тому строению на том месте, доколе под прядильню состроены будут мазанки, как те мазанки состроются, тогда оный амбар сломать».

Через месяц распоряжением от 30 июня 1720 года было указано и место - "прядильню в одно жилье делать позади двора светлейшего князя (т.е. нынешнего здания Сената) и уступить от этого двора улицу". Таким образом, одновременно с устройством прядильного канатного двора пробивалась и Галерная улица.

О канатном дворе дает представление описание его в 1724 году - Петровский канатный двор на Галерной улице представлял собою расположенные с некоторым интервалом 3 дома, "из которых каждый тянется ровно на полверсты имея 750 локтей в длину и 20 шириной"… Возле третьего двора, кроме того, построено еще три дома, которые все вместе равняются прежде названным, и в которых хранится пенька, лен. Все это вместе окружено каналом и плетеным забором».

В 1717 году в районе Шневенской слободы, западнее Крюкова канала, параллельно ему, был прорыт небольшой канал, отделивший Галерный двор от остальной части Адмиралтейского острова.

Берега каналов укрепляли сваями — на каждую сажень по три сваи, за которые закладывали щиты, сбитые из досок.

В 1720 году явилась идея создать в районе Конногвардейского бульвара и Галерной улиц искусственный островок, на котором разместить склады горючих и огнеопасных корабельных материалов как-то смолы, пеньки, корабельного леса и т.д. С этой целью от Адмиралтейского канала в том месте, где он пересекал будущий Сенатский проспект, прорыли отросток до Галерной улицы, и затем продлили его по Галерной улице доведя до Крюкова канала. Таким образом, получился островок, существовавший до последней четверти XVIII века, когда 2-ой Адмиралтейский канал на Галерной улице был засыпан. В 1786 году канатный двор был ликвидирован.

Частная застройка

Вся левая сторона Галерной улицы поступила под застройку частным лицам. Однако при Павле I продажа участков земли на территории бывшего канатного двора была приостановлена, и на непроданной еще части этой территории от Замятина переулка до Благовещенской площади в 1797 году возведено длинное 2-х этажное здание морских казарм.

В 1845 году Адмиралтейский канал был заключен в трубу и на нем был разбит существующий бульвар. Крюков канал, как и многие другие каналы, был прорыт для осушения болотистой местности. Адмиралтейский же канал должен был служить для хранения доставляемого в Петербург корабельного леса.

В 1847 году производится полная перепланировка Благовещенской площади. Было признано нецелесообразным оставлять на Галерной улице здание-коробку Павловских морских казарм, и  разрешена продажа участков частным застройщикам на всем протяжении Галерной улицы. Все же желавших купить участок бывших Павловских казарм не нашлось, и   участок так и остался за казной. Галерная улица по своей нечетной (правой) стороне представляла собой «задворки» домов, выходивших на Английскую набережную.

Даже после того, как Галерная улица застроилась на всем своем протяжении, многие дома принадлежали тем же владельцам, которые имели дома на Английской набережной. Например, старинные дома № 5,7,9 по Галерной улице построенные еще в начале XIX века принадлежали соответственно княгине Тенищевой, графине Паскевич-Эриванской и графине Воронцовой-Дашковой. Им же на Английской набережной принадлежали дома № 6,8,10, упирающиеся своим задним фасадом в дома № 5,7,9 по Галерной улице. Как и Английская набережная, Галерная улица была застроена в значительной степени домами, принадлежавшими родовитым аристократам: Дом № 17 и 58 принадлежал гр. Бобринским, дом № 19 - гр. Орлову-Давыдову, дом № 23 гр. Скаржинскому В.В., дом № 27 - великому кн. Андрею Владимировичу, дом № 35 - гр. Игнатьевой Е.В., дом № 51 - гр. Кампист Н.А., дом № 38 и 55 - вел.кн. Михаилу Александровичу, дом № 69 - вел.кн. Павлу Александровичу, дом № 77 - кн. Долгорукой.

В середине XIX - начале XX века Галерная – одна из старейших улиц города застраивалась доходными домами, постепенно приобретая вид каменного коридора.