Матисов остров - промышленная империя Бердов

В настоящее время территория бывших Франко-русских заводов (Ч. Берда) на Матисовом острове входит во ФГУП «Адмиралтейские верфи». Небольшие острова в нижнем течении Невы – Ново Адмиралтейский, Матисов и Галерный – были очень удобны для кораблестроения и традиционно были заняты производством в этой отрасли. На протяжении почти 100 лет большая часть Матисова острова принадлежала семье промышленников Берда,  и была занята  их заводскими и жилыми строениями.

 

По  утверждению  историка Петербурга П.Н. Петрова, Матисов остров был пожалован в 1703 г. мельнику Матису «получившего охранный лист царский  и потом данную на весь островок, ему уступленный с платой незначительного взноса, за услуги по разведыванию о шведах». (1)Регулярная планировка Матисова острова  в ряде других градостроительных преобразований была предложена проектным планом, разработанным в 1763-1765 годы под руководством архитектора А.В. Квасова «Комиссией для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы». Проектные предложения отражает план,  гравированный Х.М. Ротом в  1776 году. (2)  По идее генплана Матисов остров получал регулярную планировку с площадью в центре и сетью улиц, продолжавших направление трасс материковых улиц.

Однако в 1780-е гг. XVIII века регулярная планировка острова все еще не была осуществлена. Реальную ситуацию отражает план из собрания РГВИА1780-х гг. (3) и фиксационный план Матисова острова 1786 г. (4)Первый план топографической съемки острова выполнен 2 октября 1786 г. и связан с  работами по урегулированию и повышению местности. План подробно отразил все владения и постройки:  «Для возвышения Матисовского острова потребно земли 30 000 сажень, полагая берег высотою в 2 аршина с половиною». Скорее всего, после осушения местности планировались и работы по  урегулированию острова – прокладке улиц в соответствии с генпланом в 1763-1765 гг.В экспликации к плану  перечислены владельцы земель и построек с указанием  запрашиваемых ими сумм.  Ситуация, по-видимому, отражает процесс государственного выкупа земли у частных владельцев. Самую большую сумму испрашивал за «место с строением» на юго-западной оконечности острова купец Конон Гутуев.  В перечне указано, что он «просит двенадцать тысяч рублей».  Двор  купца Конона Гутуева,  занимавший вытянутый вдоль берега Невы прямоугольный участок в юго-западной оконечности острова (на месте появившегося позднее Сального буяна),   был застроен тремя каменными домами с вальмовыми четырехскатными крышами. На все же острове было 4 частновладельческих двора, перемежавшиеся с казенными землями. Владельческими участками острова были: купца Ивана Гутуева с каменным и деревянным домами, купца Стахова с деревянными «жилым покоем» и сараем, купца Долгова с двумя деревянными домами. Значительную часть острова занимали казенные строения: Винные амбары, Каторжный двор, Адмиралтейский трубный двор. Вдоль берега Невы располагались: тоня, скотобойни, «торговые» бани. В глубине острова находились караульня и кабак. Улицы на острове не проложены, участки отделялись друг от друга заборами.

В  1790-х гг., вероятно, после  работ  по намыву и частичной трассировки улиц в соответствии с  генпланом, на острове и началась раздача  участков частным владельцам.Выделение участков оформлялось с помощью «данных», поученных от управы благочиния и узаконенных указом   императрицы Екатерины II. Будущим владельцам вменялось в обязанность  застроить  свои участки вдоль улиц регулярным каменным строением «в три этажа». Копии владельческих документов на участки Матисова острова сохранились в фонде Акционерного общества Франко-Русских заводов.  По этим документам восстанавливается история владения и межевания на острове. В 1787 – 1790-х гг. многие жители Санкт-Петербурга подали прошение в Государственную Адмиралтейскую коллегию об отводе им  мест «лежащих по берегу Невы» под регулярное строение на Матисовом острове. Среди многочисленных просителей упоминаются купец Михаил Трозин и  английский купец  Карл Берд. Прошение, поданное Бердом, датировано 8 июня 1794 г. (5)

Чарльз Берд (Charles Baird) родился 20 декабря 1766 г. в Шотландии, получил образование на Корронском пушечном заводе, в 1786 г. прибыл в Россию вместе с инженером Чарльзом Гаскойном, который был приглашен для усовершенствования Александровского пушечно-литейного завода в Петрозаводске. (6)Проработав помощником  Гаскойна три года, Чарльз в 1792 г. вступил в товарищество с петербургским заводчиком Морганом (Francis Morgan) и женился на его дочери Софии.

По  предложению Государственной Адмиралтейской  коллегии в первую очередь   земля на Матисовом острове была предоставлена инструментальному мастеру Францу Моргану «посему как упоминаемое инструментальным Мастером Морганом место состоит в ведомстве Государственной Адмиралтейской коллегии, которая позволив ему Моргану, на том месте построить для производимых им работ, особливо Адмиралтейству нужных,  плавильную печь».

16 июля 1796 г. Ф. Морган отдал свое владение  на Матисовом острове в приданое  дочери Софии, которая была замужем за его деловым партнером Карлом Бердом: «Лета тысяча семьсот девяносто шестого июля в шестой надесять день ведомства Государственной  Адмиралтейской коллегии инструментальный мастер  Франц Морган учинил сию  запись и дал дочери моей родной Софии находящийся  в замужестве за англинским купцом Карл Бердом, в том что отдаю я  ей дочери моей сверх данного мною при выдаче ее замуж  в награждение движимого имения еще в вечное  и потомственное ее владение  из недвижимого моего благоприобретенного имения: первое выстроенный мною на отданном мне от показанной Адмиралтейской Коллегии порожнем месте состоящем в Санкт-Петербург ево второй Адмиралтейской части на Матисовом острову (где был Адмиралтейский называемой двор трубный) каменный дом с имеющимся при нем всяким строением…». Из описания владения видно, что участки, данные Морганом в 1796 г. за дочерью,  располагались  по обе стороны от Мясной улицы и выходили торцевыми частями на Пряжку. На северном участке Софии («на месте бывшего трубного двора», см. план 1786 г.) Францом Морганом  был выстроен каменный дом. А на втором участке – приготовлены материалы для строительства каменного дома. 23 декабря 1797 года София Берд продала часть своего  владения на Матисовом острове своему мужу – Карлу Берду.  Каменный дом, судя по купчей, был построен «собственным капиталом»  Карлом Бердом с позволения жены на ее дворовом месте.  Обозначенный в купчей дом находился на берегу Пряжки, и был вытянут вглубь двора вдоль Малой Рыбной (Мясной) улицы.

К концу XVIII - началу  XIX века реализована регулярная планировка по  проектным планам второй половины XVIII в. Значительное изменение в планировке острова связано с работами 1804 – 1806 гг. по строительству Сального буяна по проекту архитектора Тома де Томона и Сальнобуянского канала. Канал, прорытый в 1804 году, и отделивший южную оконечность острова, прошел  по участку,  известному по плану 1786 года, как принадлежащий Конону Гутуеву. Из владельческих документов известн, что 1796 году участок сменил владельца, и принадлежал купцу Михаилу Трозину. Он же был владельцем и в 1803 году, когда город выкупил его земли под строительство канала и буяна. (7) Граница  принадлежащего  городу  Сальнобуянского  канала  прошла рядом с заводом Чарльза Берда. В связи с этим владелец завода высказывал опасение за целостность своего землевладения. В июне 1805 года Берд  представил  Министру Финансов письмо «писанное от Товарища Министра юстиции, действительного камергера Новосильцева, в коем значит, что Государь Император, по выслушании всеподданнейшей просьбы его об опасении, что постройкой  Сального буяна, поблизости его завода, на Матисовом острову устроенного, может сделать нужным переселение его завода на другое место, Высочайше повелеть соизволил обнадежить его, что к перенесению его завода против воли он принужден е будет, и что при построении Сального Буяна должны быть приняты нужные  меры к огораживанию всякой опасности, не тревожа его во владении собственностью». (8)

Во второй половине XVIII в. чугунный завод Берда был самым крупным предприятием Санкт-Петербурга. В 1796 г. в дополнение к литейной мастерской были построены корабельная верфь и механическая мастерская .С 1800 года Берд внедрил на производстве паровую машину и тогда же начал заниматься строительством кораблей. В 1815 году он создал первый в России пароход. Так в судостроительный комплекс на левом берегу невского устья, включавший Галерную верфь и Галерный остров, вошло новое передовое предприятие. В 1811 году Карл Николаевич Берд  пожалован императором чином обер-гиттенфервалтера VIII класса (чин горного ведомства, соответствует гражданскому чину коллежского асессора и дает право на получение дворянства). В 1817 г. он был награжден орденом Св. Анны II степени и получил следующий чин обер-бергмейстера VII класса (соответствует надворному советнику). (9)

Современник-англичанин, побывавший в Петербурге в начале XIX века,  оставил характеристику  предпринимателя: «Около четырнадцати лет тому назад он, работая на Гайскона, приобрел уже достаточное богатство и знание страны и учредил собственное производство – литейное, кузнечное, строительство паровых двигателей и т.п., но главным образом был связан с Адмиралтейством. Он также производит все железные изделия для Монетного департамента и многое сделал для нас… Ему около сорока, он очень деятелен и умен, хорошо знает язык, что, поверьте, очень важно и в духе времени; он близко знаком как с русскими, так и иностранными профессорами механики, а также со многими из высшей знати и умеет подбирать нужные ключи к личным дверям главных чиновников в большинстве государственных департаментов». (10)

Создав в 1815 году  пароходство, Чарльз Берд на долгое время стал единственным хозяином транспортного и пассажирского сообщения между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. Ежедневные рейсы построенного на верфи Чарльза Берда судна «Елизавета» начались 3 ноября 1815 г., от пристани завода Берда на реке Пряжке.  Путь до Кронштадта занял 5 часов 20 минут. С  этим событием связано первое употребление слова «пароход» в статье «Первая поездка из Петербурга в Кронштадт и обратно в 1815 году», помещенной в №46 газеты «Сын Отечества» за 1815 год. (9) В 1817 Берду была выдана привилегия на исключительное пользование паровыми судами на 10 лет, которая затем была продлена до 1840 г.  Пароходы могли строиться и эксплуатироваться только с разрешения Берда.  (11)До 1825 года завод Ч. Берда был единственным в России предприятием, который систематически выпускал паровые машины, различные станки и механизмы для нужд всей страны. За этот период на заводе была изготовлена 141 паровая машина.

На заводе изготавливались металлические  детали конструкций и декора  для множества  зданий и сооружений  столицы. Крупнейшими работами, выполненными в первой трети XIX в. были: 1805-1806 гг. первый  в России чугунный Сальнобуянский мост «на дугах»; 1809 г. — капители из бронзы Казанского собора; 1810 г. — пожарные трубы для С.-Петербургского монетного двора; 1813 г. — решётка Обводного канала в Кронштадте;   1823 г. — конструкции и украшения для Пантелеймоновского, Почтамтского, Банковского, Львиного, Египетского, 1-го Инженерного, Благовещенского мостов; постройка висячих мостов в Санкт-Петербурге; 1824 г. — Почтамский и Пантелеймоновский мосты; 1826 г. — изготовление сфинксов для пристани на Крестовском острове (скульптуры П. П. Соколова); 1829-1834 гг. — выполнение барельефов, украшений, капителей колонны и Ангела для Александровской колонны (за выполнение заказа Берду был пожалован орден Св. Владимира 3-й степени). В 1835 г. — отлиты декоративные чугунные ядра для Царь-Пушки Кремля. Самым крупным заказчиком завода Берда в эти годы стала Комиссия по построению Исаакиевского собора, выбравшая завод Берда главным исполнителем всех работ по металлу. Благодаря заказам на Исаакиевский собор, завод создал «железоделательное» (листопрокатное) производство.  Грандиозные по   объему работы были выполнены для изготовления железных и чугунных деталей конструкций купола Исаакиевского собора. (9) Для транспортировки грузов от пристани на Неве до строительства были созданы рельсовые пути, рельсы для которых также создавались на заводе Берда. Таким образом, благодаря Берду в 1839 году в Санкт-Петербурге появился первый городской рельсовый транспорт.

Кроме полученных за женой в приданое участков Матисова острова, английский купец Карл Берд постепенно скупал  соседние владения. Участки также покупала его жена.  К 1820-м годам территория квартала постепенно плотно застроилась промышленными зданиями, и  в результате объединилась в единый участок. К середине XIX века в собственности семьи  Берд оказалась значительная часть Матисова острова, которую они застроили заводскими и жилыми строениями. Рядом с первым, механическо-литейным заводом, Берд построил лесопильный завод, сахарный завод, паровую мукомольню, корабельную верфь. Сахарный завод Берда в Петербурге считался самым большим в мире. (6) Основная часть владений  ограничивалась Большой Невой, Перевозной улицей, речкой Пряжкой и Сальнобуянским каналом.  Чугунолитейный завод находился в квартале, ограниченном Сальнобуянским каналом, Мясной улицей, набережными Пряжки и Невы.  Вторая большая территория, принадлежащая  семье Берд и занятая лесопильным заводом,  находилась в соседнем квартале между  Мясной и Перевозной улицами и набережными Пряжки и Невы.  Она также представляла собой единый участок.   

Карл Николаевич Берд скончался 28 ноября (10 декабря) 1843 года и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. Наследник заводов,  Франц Карлович Берд родился 16 февраля 1802 г. Он получил образование в Эдинбургском университете по специальности гражданский инженер  и принимал деятельное участие как полноправный партнер  в  промышленных и коммерческих  предприятиях отца. (6) Первой самостоятельной работой Франца стало создание конструкций и декора Благовещенского моста на чугунолитейном заводе.  Приняв наследство, Франц Карлович Берд продолжил дело отца по всем главным направлениям — машиностроение, судоходство и деятельность на нужды города.

В  1847 году Ф.К. Берд   и члены его семьи стали подданными России. Ф К. Берд по заслугам своего отца получил право на потомственное дворянство.   Он  имел почетное звание коммерции-советника, которое приравнивалось к гражданскому чину VIII класса. За свою деятельность на пользу российской промышленности он был награжден четырьмя орденами и бронзовой медалью на Андреевской ленте. (12) Ф. К. Берд скончался внезапно 13 марта 1864 года в возрасте 62 лет  Дело возглавил его сын Джордж, которого в России называли Егором Францевичем. (12)

С середины XIX в. чугунолитейный завод принимает активное участие в создании парового военно-морского флота России.  22 декабря 1871 года указом Сената Д. Ф. Берд был утвержден в потомственном дворянстве. По имеющимся данным, количество рабочих на предприятиях Берда к началу 1879 года составляло примерно 2000 человек. Завод выполнял заказы Морского министерства, Военного министерства, Министерства путей сообщения. Количество частных заказов было незначительно. В связи с отсутствием новых заказов в ближайший период времени предстояло увольнение более 1 000 рабочих. Исследователи считают, что  эта ситуация послужила причиной продажи  Бердом своего заводского имущества Акционерному обществу «Франко-Русских заводов», организованному для управления  предприятиями Берда. (12) К этому времени чугунолитейный завод был оснащен 14 паровыми машинами мощностью 346 л. с. Здесь было 70 печей, 7 паровых молотов, 173 станка, 1514 рабочих. Объем годового производства оценивался в 3 102 700 р. (11)

В 1881 году сын Франца Берда, Джордж Францевич Берд, унаследовавший дело отца  «в исключительную собственность по разделу между всеми наследниками  Франца Карловича Берда», (13) передал принадлежавший ему  завод на Матисовом острове  и все свое недвижимое имущество учрежденному им совместно с группой французских совладельцев Акционерному обществу Франко-Русских заводов. Между акционерами были распределены акции, причем  бывший владелец кроме значительного денежного  вознаграждения  получил 7 тысяч акций. Акционерное общество имело целью «эксплуатацию заводов, известных  под названием Берда». По условиям договора: «Господин Берд  вносит и продает сему обществу недвижимое по натуре и назначению имущество и вообще все входящее в состав заводов, известных под названием заводов Берда,  находящихся на левом берегу реки Б. Невы в Санкт-Петербурге (Россия). Эти заведения занимают площадь около ста тысяч квадратных метров. …различные жилые помещения сооруженные на заводской земле… И вообще все то, что составляет собственность г. Берда в Санкт-Петербурге, без всякого исключения или изъятия». (14)

12 июня 1881 г. вышло постановление правительства, разрешающее образование Акционерного общества: «О разрешении Французского акционерного обществу приобрести механический завод Берда и производить операции в России. Государь Император, по представлению Министра Финансов в Комитет Министров и по положению сего Комитета, в 22-й день мая 1881 года, Высочайше повелеть соизволил: дозволить Французскому акционерному Обществу франко-русских заводов. (Societe anonyme des usines franko-ruses) приобрести в собственность принадлежащий дворянину Берду и находящийся в СПб на берегу Большой Невы завод». (14)

Производство специализировалось на изготовлении судовых механизмов и котлов, строило собственные  корабли. Одной из первых работ  нового предприятия стала постройка в 1883 году стальных корветов «Витязь» и «Рында». Акционерное общество арендовало верфь Галерного островка. За время аренды, продолжавшейся десять лет, были сооружены такие крупные корабли, как броненосцы "Император Николай I" и "Наварин". 

После революции предприятие было национализировано, в 1922 г. переименовано в Петроградский государственный машинокотлостроительный и меднопрокатный завод  им. Карла Либкнехта. С 1928 г. – это Государственный медеобрабатывающий завод им. Ворошилова. На нем было развернуто производство продукции из алюминия и алюминиевых сплавов. Здесь в 1930-е гг. был изготовлен первый отечественный цельнометаллический самолет «Максим Горький» и освоен прокат алюминиевой фольги. В годы войны завод был в основном демонтирован и эвакуирован на Урал. На оставшемся оборудовании для нужд фронта наладили выпуск броневого листа, пиротехнических снарядов, минометных взрывателей, снарядных поясков и выполняли правку лопастей воздушных винтов для боевых самолетов. После войны завод назывался: «Ленинградское Адмиралтейское объединение». В наши дни территория бывшего завода Берда входит в состав завода «Адмиралтейские верфи».

Сложившаяся к началу XIX в. планировка Матисова острова сохранялась до начала 1930-х гг. В 1930-е гг. в связи с объединением кварталов, вошедших в территорию  находившихся здесь предприятий, часть улиц  была закрыта. В настоящее большая  часть острова занята заводской территорией Адмиралтейских верфей. Вошли в состав  Адмиралтейских верфей Корабельная набережная, Мясная улица, часть Перевозной улицы. Историческая планировочная сеть улиц  частично сохранилась в северо-восточной части: ул. Александра Блока (восточная часть первоначальной трассы Заводской ул.), Матисов переулок (первоначальная трасса сохраняется) и частично сохранившаяся Перевозная ул.

А.М. Залманзон

 

  1. Петров П.Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления. М., Центрполиграф, 2004, с. 634
  2. Семенцов С.В., Марголис А.Д. Санкт-Петербург. Планы и карты. СПб, 2004
  3. РГВИА 1780-е ф. ВУА 22433
  4. ОР РНБ Собрание карт и планов, № 185. Матисов остров 2 октября 1786 г.
  5. ЦГИА СПб, ф. 1440, о.8 д.1
  6. Tower T. Memoir of the late Charles Baird, esq… – St. Petersburg, London, 1867
  7. Шуйский В. К. Тома де Томон Л : Лениздат, 1981
  8. РГИА, ф. 1341, о.1, д.404б Лл.26-26 об
  9. Ерошкина А.   Русский шотландец Чарльз Берд -  первый в России владелец пароходов
  10. Кросс Энтони. Британцы в Петербурге XVIIIвек. СПб, 2005
  11. Овчинин А. В., Климовский С. Д Берда заводы, - Три века Санкт-Петербурга. Век девятнадцатый. СПб, 2008
  12. Гарбузова М.К. Шотландская династия в Петербурге/История Петербурга, № 5(9) 2002
  13. ЦГИА Спб ф.515 о.1 д.4914 л. 58
  14. ЦГИА СПБ ф. 515 о.1 д. 6080