Дом радио (ул. Итальянская, 27 – Малая Садовая ул., 2)

До возникновения Санкт-Петербурга пространство в районе рек Мойки и Фонтанки было заселено финнами и называлось «Perusina» (фин.  perus — земля с твёрдым грунтом).  «Перузина» занимала участок, ограниченный современными набережными Фонтанки и Мойки у их слияния, каналом Грибоедова и отрезком  Невского проспекта. Это имение Пётр Iподарил императрице Екатерине. В 1711 – 1714 годах Екатерина Алексеевна построила на участке дворец и начала разводить сад-огород, названный Третий Летний (нынешний Михайловский) сад. От моста через Мойку была проложена дорога, которая шла по направлению к будущей Манежной площади и заканчивалась примерно на ее месте.

Во времена царствования Анны Иоанновны сад был реконструирован для «для гоньбы и стреляния оленей, кабанов и зайцев» и получил название «ягр-гартен». Охотничий сад занимал площадь от реки Кривуши (совр. канал Грибоедова) до нынешних Караванной улицы и Невского проспекта.

В правление Елизаветы Петровны у места слияния Мойки и Фонтанки для императрицы по проекту архитектора Б.Ф. Растрелли был построен большой деревянный Летний дворец. (на месте современного Михайловского замка). К югу от дворца по проекту Растрелли был разбит сад-лабиринт. По обеим сторонам «улицы к Симеоновскому мосту» (будущая Караванная) находился Слоновый двор.

При императоре Павле Петровиче на месте дворца Елизаветы Петровны по проекту В.И. Баженова и  В. Бренны был возведён Михайловский замок, к югу от которого были построены конюшенные корпуса и экзерциргауз (манеж), определившие северную границу Манежной площади.  В 1823 – 1824 гг. годах архитектор К.И. Росси провёл реконструкцию Манежа и конюшен. По мере застройки нынешних Караванной и Итальянской улиц, в 1820-х—1850-х годах определились южные и восточные стороны площади. В 1836 г. площадь получила название «Михайловская».

На участке, который в настоящее время занимает Дом Радио, в 1822 г. был построен каменный трехэтажный дом купца П. П. Сутугина.  До 1869 г. домом владели его потомки. В 1869 г. дом приобрел и перестроил купец  Я. Г. Васильев. В 1911 г.  у его сына С. Я. Васильева участок с домом купило Санкт-Петербургское благородное собрание. (Благородное собрание ведет историю от созданного в 1782 г. Купеческого собрания. Образование собрания совпало с днем независимости Североамериканских Соединенных Штатов (отсюда другое название - Американский клуб). В дальнейшем название много раз менялось. Членом собрания мог быть любой представитель общества, кроме военных чинов выше полковника).

В том же году через Санкт-Петербургское общество архитекторов был объявлен конкурс на проект дома Благородного собрания.  По условиям конкурса, опубликованным в журнале “Зодчий” требовалось спроектировать четырехэтажное здание с залами для общественных собраний, театральным залом, гостиными, карточными комнатами, столовыми и буфетами, библиотекой, бильярдной, и прочими помещениями для деятельности клуба. В конкурсе победил проект архитекторов-художников Н. Л. Маркова и Ф. М. Плюцинского. Но строительство Дома было доверено не им, а братьям Косяковым: Василию (1862–1921), Владимиру (1866–1922) и Георгию (1872–1925) Антоновичам.  

Четырехэтажное здание решено в стиле неоклассицизма. Главный вход выделен торжественно: широкой лоджией с ордерными пилястрами. Две парадные лестницы ведут из вестибюля на второй этаж — в фойе и аванзал. Вокруг  театрального зала устроены клубные, служебные и вспомогательные помещения. В отделке интерьеров авторы применили мрамор, скульптуру, декоративную и сюжетную живопись.

Строительство началось в 1912 году. К  1914 году   здание Благородного собрания было построено. В 1915 г. в одном из залов второго этажа освящена церковь св. Николая Чудотворца.

Во время Первой мировой войны в здании находился японский госпиталь на 200 человек, где работали и жили японские врачи, прибывшие в Россию по линии Красного Креста..

В 1918 году в бывшем доме Благородного собрания разместился Петроградский Пролеткульт. С 1924 по 1938 гг. здесь работал кинотеатр «Колосс». С 1932 года в этом доме находится ленинградская радиотрансляционная станция. В годы блокады Ленинграда отсюда не прекращалось радиовещание.

Есть сведения, что во время блокады часть стропил были использованы в качестве топлива для печей. Обследование здания, проведенное после войны, установило, что это не повлияло на необходимый запас прочности стропильной конструкции. (Мархасёв Лев. Судьба Дома радио. «Нева» 2003, № 9). В 1942 в Дом радио попал снаряд, который прошел сквозь все этажи и разорвался в буфете бывшего кинотеатра.

После Великой Отечественной войны радио получило в свое распоряжение все здание. В 1948 году под руководством архитектора А. И. Кубасова проведена  его генеральная реконструкция.

Литература

1.       Благородное собрание. Квартальный надзиратель 2003, № 9 (32)

2.       В Императорском СПб Обществе Архитекторов // Зодчий. 1912 - № 11. - C. 107

3.       Ильин Л. Императорское С.-Петербургское Общество Архитекторов по поручению Правления С.-Петербургского Благородного Собрания объявляет конкурс…//Зодчий. – 1911. - №45. - C. 475, 476

4.       Ильин Л. Ответы на вопросы, поступившие по конкурсу проектов здания Благородного Собрания в Петербурга // Зодчий. – 1911. - № 48. - C. 511, 512

5.       Ильин Л. Отзыв комиссии судей по конкурсу проектов здания Благородного Собрания в Петербурге // Зодчий. – 1912. - №21. - C. 221-224

6.       Исаченко В. Г. Братья Косяковы. // Зодчие Петербурга XIX – начала ХХ века. СПб., 1998

7.       Кравчук З. В. Японский адрес в Петербурге. Итальянская улица, 27 // История Петербурга. – 2015

8.       Мархасёв Лев. Судьба Дома радио. «Нева» 2003, № 9.

9.       Столпянский П.Н. Старый Петербург. Перузина //Зодчий. – 1916. - № 40. – С.360 № 1 (71). - C. 40-42

 

10.  Столетие С.-Петербургского благородного собрания, 10-го мая 1883 года. СПб., 1883