Дача А.А. Безбородко в свете новых исследований

Дача A.A. Безбородко на правом берегу Невы – образец усадебной архитектуры  конца  XVIII в.  Ее изучению посвящен ряд исследований.

Первым по времени и наиболее полным исследованием здания главного дома усадьбы является историческая справка Е.Н. Глезер 1947 года, хранящаяся в архиве КГИОП. Позднее материалы работы были опубликованы. (1)  Подготовительные материалы  публикации хранятся в  ЦГАЛИ Санкт-Петербурга. (2)

Автором работы установлена датировка  первоначального здания и прослежены основные строительные  этапы.  Основываясь на письменных источниках, Е.Н. Глезер  приходит к выводу, что автором проекта дачи был Д. Кваренги. На основании выявленных автором иконографических материалов и чертежей реконструируется  облик дачи  по проекту  Д. Кваренги. 

Историко-архивное исследование  памятника была предпринята в связи с его предполагаемой реставрацией. Результаты исследования послужили основой для разработки проекта реставрации 1957-1965 гг.

Изучение усадьбы было продолжено в исторических справках Е.Б. Яковлевой и Е.А. Степановой. (3)  

Строительство каменного дома 1773 – 1777 гг.

В первой трети ХVIII в. На месте будущей дачи Кушелевых-Безбородко на правом берегу Невы располагался  "казенный сад ея величества". С запада он граничил с Казачьей слободой, с востока - с Охтенской слободой.

В 1770 г. ''казенный сад" был пожалован императрицей Екатериной II тайному советнику, сенатору, Григорию Николаевичу Теплову. 

«Врачи рекомендовали заболевшему Теплову поездку на заграничные воды, но сенатор был скуповат. Он выпросил у царицы мызу Полюстрово с 1400 десятинами земли в виде подарка. И вблизи ключей возникла усадьба Теплова. Современники утверждали, что ее хозяин излечился от своего недуга,  не выезжая из Петербурга». (12) 

Первоначальным ядром существующего здания, по единодушному мнению исследователей, является повышенная 3-х этажная  центральная часть дома Г.Н. Теплова, построенного в 1773-1777 гг., предположительно по проекту В.И. Баженова. Авторство Баженова  устанавливается исследователями на основании письменных источников, стилистических особенностей, а также по фактам биографии. (13)  Так, по наблюдениям Е.Б. Яковлевой, - «трехчастная композиция фасада дачи с сильными фланкирующими акцентами чрезвычайно характерна для Баженова, а портик со сдвоенными колоннами практически повторяет колоннаду северного фасада Михайловского замка». (14)

В 1773 г. Теплову было пожаловано 30 тыс. руб. на построение дома с выплатой начиная с 1774 года по частям в 3 года. (15)  То есть, первоначальный каменный дом строился в 1774 – 1777 годах.

Изображения, позволяющие судить об облике дома (дом Г.Н. Теплова) первого периода существования (1773-1783 гг.), не найдены.

На основании  текстов газетных объявлений  о строительстве усадебного дома Е.Н. Глезер убедительно доказала, что  он был трехэтажным с двумя боковыми башнями и большим балконом. (17) Точно определить местоположение балкона, исходя из имеющихся письменных источников и иконографии, не представляется возможным. (18)

 

После смерти Г.Н. Теплова его сын капитан А.Г. Теплов продал усадьбу Полюстрово сенатору и кавалеру графу А.А. Безбородко 1 февраля 1782 года за 22 500 руб. (19)

 Проект 1783 г.

А.А. Безбородко заказал перестройку и расширение усадебного дома. Проектирование и строительные работы на приобретенной графом усадьбе длилась с 1783 по 1787 годы. Датировка устанавливается Е.Н. Глезер на основании письменных источников – упоминаниях каменной дачи в газетных заметках о строительстве, письмах и воспоминаниях современников.

Предположение об авторстве Д. Кваренги также основано на косвенных данных: хранящиеся в ГМИ СПб проектные чертежи дачи, относящиеся ко времени перестройки, не подписаны.  Е.Н. Глезер обнаружила письмо  Кваренги, в котором он,  перечисляя  выполненные до марта  1785 г. проекты в России называет: «Дом в деревне для брата графа Безбородко». Биограф Кваренги Ф.М. Тасси, опубликовавший биографию архитектора  в конце XVIII в., не зависимо от указанного  письма,  также упоминает  работы Кваренги для дачи Безбородко.  В описании работ им приводятся  некоторые особенности,  характерные для существующей дачи Безбородко: «Перестройка домика в деревне Безбородко с небольшим рвом в саду, с открытым храмом, в котором помещена статуя императрицы».   Е.Н. Глезер предположила, что вначале Безбородко намерен был подарить будущую дачу своему брату, но в последствие передумал и выстроил дачу для себя лично. (20)

В последнем по времени исследовании, посвященном главному дачному дому Графа А.А. Безбородко, А.Б. Никитина оспаривает авторство Д. Кваренги в пользу  архитектора Н.А. Львова. (4)

Проектный чертеж, на котором представлен фасад здания со стороны Невы и план на уровне первого этажа (21), дает представление о планируемых перестройках в доме Г.Н. Теплова для нового владельца. О предполагаемой композиции невских (южных) фасадов боковых флигелей можно также судить по проектному чертежу из собрания Галереи Академии в Венеции. (22)

Проектом предполагалось пристроить по сторонам от первоначального  каменного дома две дугообразные открытые галереи. Плоское перекрытие одноэтажных галерей поддерживали  со стороны главного и садового фасадов колонны тосканского ордера, собранные группами по четыре.  Галереи соединили  центральную часть 3-х этажную часть здания с возведенными у берегов Невы двухэтажными павильонами.  Композиция открывалась  обращенным к Неве парадным амфитеатром.

Центральная часть композиции – трехэтажный объем на семь  осей, увенчанный треугольным фронтоном.  В тимпан фронтона вписана лепная композиция – венок с лентами.  Фасад центрального объема фланкировался скругленными поверхностями боковых башен, заканчивающихся  2-мя возвышающимися   бельведерами (по сторонам от центрального фронтона).

Фасады боковых павильонов, замыкающих галерею, имеют трехчастную композицию. Центральные части выделены портиком: треугольный фронтон поддерживается четырьмя  колоннами тосканского ордера.  По центральной оси портика расположены трехчастные окна, объединенные в общую композицию нишей с полукруглым верхом.   

Усадебные дома, выполненные в традициях палладианской архитектуры и имеющие близкую к даче графа Безбородко композицию с центральным зданием и павильонами, объединенными  открытыми  колонными галереями, имеет широкий круг аналогов в русской архитектуре конца XVIII – XIX вв.  

Часто  в усадебных постройках использовался также прием организации входа  со стороны сада через полукруглую ротонду, оформленную  ордерными колоннами.  Такая полуротонда примыкала к северному, обращенному в сад, фасаду дворца. (В настоящее время она утрачена).

Осуществление проекта  

В осуществленном виде усадьба А.А. Безбородко запечатлена на акварели А.А, Сергеева. О степени реализации проекта можно также судить по фиксационным чертежам 1862 года.

Галереи на проектном чертеже образованы девятью парами опор, собранных из четырех колонн тосканского ордера. Каждая из опор выходит на невский и садовый фасады здания парой колонн. Каждой паре колонн соответствует одна тумба венчающей колоннаду балюстрады.

Уже на первом из известных изображений дачи A.A. Безбородко - акварели А. Сергеева 1800 г. количество пар колонн западной галереи равно двенадцати.  На фиксационном плане 1862 года  число  парных опор также равно 12-ти. Тумбы баллюстрады украшают двенадцать установленных на них ваз, близких по очертаниям форме кратера. Изображение на фиксационном чертеже 1862 года уточняет, что  вазы использовались для посадки растений.

Представление о южном фасаде первоначального здания, обращенном  в парк, дают   чертежи 1862 г.  фасада, разреза  и поэтажных планов.

Фасад основного центрального объема со стороны парка повторял композицию главного фасада с равномерным ритмом оконных проемов,  полукруглым центральным окном второго этажа,  входными проемами по бокам фасада. Фасад завершался треугольным фронтоном.  В соответствии проектом была выполнена  открытая  терраса – полуротонда у центрального входа со стороны северного фасада.   Терраса входа имела в уровне второго этажа плоское перекрытие с деревянным  ограждением с балясинами. (25) Осуществление проекта  в этой части подтверждается  фиксационными чертежами сер. XIX в., представленными для залога в Петербургском кредитном обществе в 1862 году.  В планах представлена  существующая терраса в форме планового полукруга, огражденная  колоннами. Изображение фасада со стороны двора на чертежах сер. XIX и поперечный разрез  по центральной оси  здания  подтверждают, что колонны имели базы и  капители тосканского ордера, (26) аналогичные колоннам галерей. 

История владения в XIX веке. 

После смерти А.А. Безбородко в 1799 г. усадьба перешла к его брату действительному тайному советнику, сенатору, предводителю дворянства Петербургской губернии И.А. Безбородко. Илья Александрович владел усадьбой до 1815 г. Со смертью последнего род Безбородко по мужской линии  прервался, и усадьба перешла к двум его дочерям. Старшая дочь Любовь была замужем за графом Г.Г. Кушелевым, по выходе мужа в отставку в 1799 г. проживала в его поместьях. В имении Полюстрово стала хозяйкой другая дочь - Клеопатра, в замужестве Лобанова-Ростовская. На ее попечении находился племянник Александр Григорьевич Кушелев, (27) которому «в уважение к отличному служению князя Безбородко, на пользу и славу отечества всю жизнь посвятившего», Высочайше было разрешено именоваться графом Кушелевым-Безбородко. (28)

С деятельностью Александра Григорьевича и его сына Григория Александровича Кушелевых-Безбородко связан курортный период  в истории имения.  Процветавший на протяжение более чем 30 лет курорт Полюстрово был уничтожен пожаром в конце июня 1868г., а через два года умер Г.А. Кушелев-Безбородко.

Имение перешло к сестре графа Л.А. Мусиной-Пушкиной. В 1880-х годах дача   была продана купцу, почетному гражданину Н. Н. Брусницыну.

В 1896 году участок около 6000 кв. саж. и бывший усадебный дом приобрела у него Елизаветинская община сестер милосердия.

Последовательность и характер перестроек

В сентябре 1831 г. в Св. Синод было послано прошение об устройстве для графа адмирала Г.Г. Кушелева, в связи со слабостью здоровья, домовой церкви во имя Живоносного источника на даче его сына А.Г. Кушелева Безбородко на правом берегу р. Невы против Смольного монастыря. Разрешение Св. Синода оговаривалось условием устроения церкви «в каменном здании, в пристойных внутри дома палатах, без всякого сверх тех палат отличия» и снабжения ее «утварью ризницей и всем нужным». (29)

В октябре того же года было получено и Высочайшее соизволение.

О том, что под «пристроенными палатами» в документе  1831 года имеется в виду одна из застроенных галерей, становится ясно при его сопоставлении  с описанием дома составленном при залоге 1862 г.: домашняя церковь значится устроенной в одной из галерей. (30) Причем галереями названы только те участки колоннад, которые оставались к этому моменту одноэтажными. Части галерей, примыкавшие к центральному корпусу и надстроенные вторым этажом, описаны как две двухэтажные «боковые пристройки» к главному строению.

Таким образом, начало застройки галерей и превращения их в закрытые пристройки относится к периоду до 1831 года.  На гравюре 1858 года видно, что прилегающие к центральному объему части галерей (на 5 осей) к этому времени  полностью застроены. Западный участок галереи, примыкающий к невскому павильону, имеет  участки сплошного застекления между  опорами. (31)

В 1844 и 1846 гг.  в здании проводились какие-то  перестройки, известные только по названиям утраченных документов. (32) Возможно, именно во время этих перестроек, части галерей, примыкающие к центральному корпусу, были надстроены вторым этажом, в котором расположились жилые помещения. Эти пристройки   хорошо видны на гравюрах из «Иллюстрации» 1848 и  1858 гг. (33)

Из чертежей для залога сер. XIX в. видно, что к этому времени центральный корпус был также расширен пристройками  со  стороны сада. Нижний этаж пристройки каменный, второй этаж  над  объемом новой  пристройки и над частями примыкающих к основному объему  галерей – деревянный. (34) Последовательность данных перестроек по документам проследить не удается. Но можно предположить, что сначала были  возведены каменные одноэтажные  пристройки со стороны сада по бокам от  центрального первоначального объема. На следующем  этапе строительства  эти пристройки  и примыкающие к ним части  галерей надстроены общим вторым деревянным этажом.

Надстроенные  двухэтажные участки главного  фасада над галереями прорезаны пятью окнами по осям окон первого этажа, образовавшихся между колоннами после застройки галереи. По сторонам от окон второго этажа помещены ордерные  пилястры, соответствующие по местоположению  первоначальным  колоннам первого этажа.

Полукруглая ротонда со стороны сада в середине XIX в. была перестроена. На более поздних изображениях здания фасад со стороны сада предстает  уже без террасы-ротонды.  На месте ротонды было выстроено крыльцо  прямоугольной формы, огражденной  квадратными в сечении пилонами, поддерживающими  балкон  второго этажа. (35)

В 1896 году бывший усадебный дом перешел в собственность Елизаветинской общины сестер милосердия.

Амбулатория и аптека, с которой началась деятельность Общины, разместились в здании бывшей дачи. Их освящение состоялось 9 декабря 1896 года. Там же располагались и квартиры для служащих. Амбулаторию Общины назвали в память основательницы 1-го Санкт-Петербургского дамского комитета графини Е.Ф. Тизенгаузен. (37)

Для размещения общины здание дачи было капитально перестроено, предположительно, по проекту архитектора-художника графа П.Ю. Сюзора. (известно, что Сюзор  занимался строительством зданий больницы Елизаветинской общины, расположенных рядом.  Он также являлся доверенным лицом общины при проведении к зданиям  больницы водопровода ЦГИА СПб, ф. 573 о. 1 д.5591)    

Была изменена планировка первого и второго этажей. В части  здания, выходящей в сад,  справа сооружена новая  внутренняя квадратная в плане каменная лестница. Устроены канализация и водопровод.

Фасады здания отделываются вновь: центральный корпус и боковые павильоны получили отделку фасадов рустом, их окна украшены новыми наличниками. Вокруг бельведеров устроены ограждения - балюстрады. Новая отделка фасада изменила его стилистику: в перестроенном виде  усадебный дом в стиле необарокко приблизился к  облику рядовой архитектуры Петербурга конца XIX в.

 Об облике здания  этого периода дают представления фотографии конца XIX – нач. XX вв., собранные Е.Н. Глезер в процесс работы над исторической справкой по даче А.А. Безбородко, (38)  обмерные чертежи 1946 г. и фотографии из архива КГИОП, а также обмеры, выполненные институтом «Ленпроект» в 1957 г. в ходе работ по подготовки проекта реставрации. (39)

Лицевой и дворовый фасады центрального корпуса оформлены квадровым рустом, окна с наличниками барочной формы («с ушками»).  Изменилось оформление центрального балкона лицевого фасада: вместо балюстрады  появилось ограждение  из звеньев  орнаментальной металлической решетки, расположенных  между стойками.

Боковые павильоны полностью изменили архитектуру фасадов: они утратили колонные портики лицевых фасадов, а также  арочные  трехчастные  окна на всех фасадах. (40) В новом виде фасады  имеют равномерный ритм окон. Центральная часть  лицевых фасадов выделена треугольными фронтонами.

Вся плоскость фасадов рустована и декорирована деталями мелкого масштаба: филенками, лопатками (угловыми с рустом и средними с филенками).  Окна декорированы наличниками «с ушками». Со стороны  парка галереи утратили ритм колоннады:  часть колонн была утрачена. 

 

Реконструкция 1927 года

После событий октября 1917 г. здание дачи Кушелевых-Безбородко перешло в ведение Губздрава, здесь была организована туберкулезная больница им.К.Либкнехта. Ее преемником стал туберкулезный диспансер Калининского района.

До 1927 года никаких ремонтов и перепланировок в здании дачи не производилось. (44)

В 1927 году был разработан проект перепланировки  дачи с приспособлением под медицинские учреждения:   «В связи с назревшей необходимостью создать в районе Полюстрово мощные поликлиники, центральную часть 2-го этажа предполагается перепланировать под учреждения амбулаторного (туберкулезного) типа. Зал, наводящийся на втором этаже, должен быть предназначен для выставок, лекций и сан просветительной работы. Правый флигель отводится под аптеку общерайонного масштаба». 

Проект предусматривал незначительные  изменения  планировки: закладку окон бокового фасада западного павильона,  уменьшение ширины дверных проемов, перекладку печей.  Фасадный декор сохранялся.  Основное изменение  северного фасада состояло в  разборке балкона 2-го этажа и поддерживающих его пилонов, оформлявших  также  крыльцо входа.

К моменту осуществления проекта в 1929 году  во фронтоне еще сохранялся  герб, а также вазы ограды.  Герб при ремонте был сохранен, (45) а вазы демонтированы.

Сохранился документ 1929 г., описывающий производимые  работы: «Акт. 1929 г. июля 15 дня. Мы, нижеподписавшиеся: ст. эксперт Лен. гос. реставрационной мастерской главнауки Н.П. Никитин и главный врач больницы им. Карла Либкнехта Полюстровской набережной А.Х. Эберле, осмотрели здание больницы при б. доме Кушелева-Безбородко, ремонтируемое в настоящее время и приспособляемое для профилактического объединения. При чем проект переделки отдельных помещений признан приемлемым. а именно:

Переноска перегородок и смена междуэтажных перекрытий, переделка печей,  и пр. в главном здании и боковых крыльях без изменения фасадов.

4 балконные столба со двора убрать, с сохранением при воде площадки со ступенями

Остатки герба на главном фронтоне с фасада в настоящем виде сохранить

Металлические вазы с парапета и с ворот снять и убрать для хранения в надлежащее помещение

То же гранитные вазы

Решетку со львами сохранить. Произвести надлежащий ремонт цоколя и самой решетки

Произвести штукатурные работы по всем фасадам, с сохранением прежних пилястр, полуколонн, поясков и пр.

К полуколоннам добавить штукатурные базы.

Исправить кровлю и водосточные трубы.

Сделать отмосток от стен здания.

Оштукатурить столбы ворот, с сохранением решеток». (46)

В 1935 - 1940-х гг. перепланируется ряд помещений второго этажа, застраивается центральный зал. (47)

Реконструкция 1960-х гг.

В 1957 – 1965 гг.  годах здание дачи Кушелевых-Безбородко было реконструировано и реставрировано. Проектирование проходило в институте «Ленпроект». Автор проекта – архитектор В.С. Шерстнев.

Здание реконструировалось для помещения  медицинских учреждений: тубдиспансера № 5 и вендиспансера № 8. 

Проведенное обследование здания выявило его неудовлетворительное состояние: «Гидроизоляция фундаментов нарушена, обшивка цоколя из естественного камня сильно повреждена и частично утрачена. Деревянные стены 2 го этажа пристроек, деревянная зашивка некоторых пролетов колоннад и полуциркульных окон флигелей обветшала, повреждена гнилью и жучком. Промочены своды башен, лестницы требуют ремонта. Фасады в аварийном состоянии. Штукатурка обрушилась на значительной площади, сохранившаяся штукатурка бучит и покрыта глубокими трещинами. Все детали разрушены. Фусты колонн и базы повреждены и сбиты. Внутренние помещения требуют ремонта.  Терраса со стороны реки осела,  ступени разрушены. Ограда повреждена с утратой звеньев. Утрачены 2 фигуры львов, остальные требуют реставрации. Цепи повреждены.  Кирпичный цоколь ограды полуразрушен. Ворота центрального вода повреждены, боковые ворота утрачены». (48)

Были проведены натурные исследования фасадов, установившие некоторые детали первоначальной архитектуры фасадов, в частности - габариты перестроенных окон павильонов и сохранность габаритов и форм окон башен. (49)

Основной задачей проекта стало возвращение усадебному дому облика  в стиле классицизма, задуманного и реализованного в проекте, который в те годы однозначно приписывался  Дж. Кваренги. 

С этой целью восстанавливались портики  и трехчастные композиции с центральными полукруглыми окнами  фасадов невских павильонов. Композиция и декор фасадов  изменялся в соответствии с  сохранившимся проектным чертежом – возвращался характер руста, оформление окон сандриками, горизонтальные тяги.  Восстанавливалась балюстрада  балкона.  Фронтон  оформлялся   лепной композицией  из венка и лент, как было задумано  в проектном чертеже. 

Надстроенные над галереями деревянные части  и  деревянные пристройки со стороны парка разбирались.  Для компенсации утраченной площади были возведены новые одноэтажные пристройки  к дворовому фасаду. Пристройки примыкали к основному корпусу и галереями в тех местах, где существовали каменные одноэтажные части пристроек 1840-х годов. (Это наблюдение подтверждается пояснительной запиской к проекту, в которой сказано о  предполагаемой разборке только деревянных частей). Скорее всего, при  строительстве пристроек 1960-х годов были использованы эти каменные части предыдущих пристроек, при этом новые корпуса продлены в сторону сада.  Фасады новых пристроек оформлены рустом и стилизованы под  историческое здание. 

Ограда со львами реставрировалась, восполнялись утраченные фрагменты ограды, ворот, скульптур, заново были изготовлены 2-е скульптуры львов.

Галереи по проекту  оставались закрытыми, застроенные части  галерей  в ходе  реконструкции получили единое конструктивное решение: деревянные части  стен  между колоннами разобраны и восстановлены в кирпиче.  Проектом предполагалось восполнение утраченных колонн дворового фасада, восстановление пропорций и ордера колонн.

Полуциркульная ротонда со стороны дворового фасада не восстанавливалась. Вместо нее  устраивалось открытое крыльцо с полукруглой площадкой у входа, огражденное балюстрадой.   

Сохранилось авторское описание проекта: «Проектом предусмотрено восстановление и реставрация здания в той архитектурной обработке, в какой он был задуман и построен Кваренги за исключением застроенных колоннад. Деревянные пристройки у центрального корпуса разбираются, а взамен их, в целях компенсации утраченной площади. пристраиваются с парковой стороны кирпичные корпуса к центральному 3 х этажному корпусу. Колоннады остаются застроенными, но входы в них запроектированы симметрично друг другу.  Восстанавливается вход в центральный корпус через башню.  На боковых 2-х этажных павильонах восстанавливаются четырех колонные портики с фронтонами и большие полуциркульные окна с 3-х сторон. Восстанавливается вся архитектурная отделка центрального корпуса с башнями в первоначальном виде. Реставрируется венчающий карниз и фронтон, восстанавливаются горизонтальные русты по 1-му этажу. Восстанавливается наличники окон 3-го этажа и наличники окон с сандриками во 2 м этаже. Венчающие части башен согласно проекту Кваренги запроектированы с парными колоннами и балюстрадой вокруг.

Восстанавливается терраса с балконом на колоннах, крыльца, цоколь здания, балюстрада на боковых крыльцах и на балконе.

Восстанавливается так же ограда перед зданием, включая утраченные решетки ворот, недостающие звенья металлической части ограды, цепей и реставрацию  чугунных львов. Восстанавливается утраченные вторые въездные ворота и вазы на столбах ворот, восстанавливается цокольная часть ограды с частичной перекладкой в разрушенных местах». (50)

Проект был осуществлен. В настоящее время здание сохраняет облик, полученный в результате реконструкции и реставрации 1960-х годов. 

В современном состоянии фасады здания несколько отличаются от  предложенных проектом  1960-х годов.  Нижние части колоннады с базами колонн со стороны лицевого фасада скрыты под конструкцией общего для всего фасада цоколя.  Отсутствует поздняя, появившаяся в конце XIX века, балюстрада вокруг башен, сохранение и реставрация  которой было первоначально предусмотрено проектом.   Фотография 1970 года из архива КГИОП свидетельствует, что данные  несоответствия с проектными чертежами  являются следствием отклонения от проектных решений в ходе строительных работ.

Проектом предусматривалось восстановление ритма колонн галерей и воссоздание  утраченных полуколонн на фасадах. В настоящее время колоннада со стороны  дворового фасада  восточной части галерей  отсутствует  (в результате не полной реализации проекта  1960-х годов или поздних перестроек). 

До недавнего времени сохранялось полукруглое крыльцо со стороны дворового фасада, возведенное в соответствии с проектом реставрации 1960-х гг. В 2004 году разработан проект воссоздания полукруглой террасы-крыльца дворового фасада в соответствии с проектом 1960-х годов В.С. Шерстнева. Автор проекта Н.Г. Кузнецова. Ко времени составления проекта терраса находилась в руинированном состоянии. (51) Проект, по-видимому, не был осуществлен. В настоящее время от террасы сохраняются только фундаменты.

В 1984 году был выполнен  выборочный капитальный ремонт здания дачи. (52)

Ограда со скульптурами львов, держащих цепь,  построена одновременно с главной дачей.  В конце XIX в. со стороны сада она была дополнена решеткой из вертикальных пик.  В те же годы  были  устроены металлические ворота с  каменными опорами.  Ограда и ворота реставрировались в 1960-е годы по проекту В.С. Шерстнева.

В 1997-1999 гг. году ограда реставрировалась по проекту В.И. Шолоховой  (институт «Ленпроектреставрация»). (53) В 1997 г. реставрировались ворота  по проекту  архитекторов Соловьевой и Ширяевой. (54)

На основании изучения строительной истории усадебного дома дачи А.А. Безбородко можно сделать следующие выводы:

Главный усадебный дом  имеет сложную строительную историю.

Строительные периоды

1773-1777 гг.

Первоначальное ядро здания – его  центральный корпус, возведенный в 1774 – 1777 гг. предположительно по проекту архитектора В.И. Баженова для секретаря императрицы Г.Н. Теплова.   Дом представлял собой трехэтажное здание с двумя круглыми башнями и одним крытым балконом.  Изображений  ранней постройки не обнаружено.

1783-1787 гг.

При следующем владельце – графе А.А. Безбородко дом был перестроен по предположительно по проекту Д. Кваренги. Авторство предположительно устанавливается на основании письменных источников.  В литературе имеются  также обоснованные мнения о принадлежности проекта архитектору А.Н. Львову.

В соответствии с проектом в 1783 – 1787 гг. к каменному  дому  с двух сторон были пристроены открытые галереи с колоннами тосканского ордера, которые соединили по дуге повышенный центральный объем основного здания с двумя двухэтажными павильонами у Невы. 

При осуществлении проекта  допущено несколько отступлений: увеличено количество опор галерей (с 9 до 12-ти), орнамент во фронтоне заменен гербом, центральное окно  выполнено полуциркульным, добавлены вазы по верху галерей. 

В XIX веке здание главной дачи усадьбы несколько раз перестраивалось.

К 1831 году частично  были застроены  галереи. (55) Постепенно в дальнейшем галереи застроены полностью.

К 1848 году, (56) скорее всего, в результате перестроек 1840-х гг., центральный объем дачи был расширен одноэтажной пристройкой в сторону сада (частично каменной, частично деревянной) с одновременной (или более поздней)  надстройкой  верхним деревянным этажом, объединившим  новые пристройки с частью  примыкающих  боковых галерей. 

Около 1862 года (57) было перестроено крыльцо входа со стороны парка.  Полуротонда с колоннами была заменена на крыльцо прямоугольной формы, огражденное поддерживающими балкон пилонами.

В 1896 году  проведена перепланировка и перестроены фасады здания.

Новая отделка фасада изменила его стилистику: в перестроенном виде  усадебный дом в стиле необарокко приблизился к облику рядовой архитектуры Петербурга конца XIX в..

Реконструкция по проекту 1927 г.

В 1927 году был разработан проект перепланировки  дачи с приспособлением под медицинские учреждения. Проект предусматривал незначительные изменения планировки: закладку окон бокового фасада западного павильона, уменьшение ширины дверных проемов, перекладку печей.  Фасадный декор сохранялся.  Основное изменение  северного фасада состояло в  разборке балкона 2-го этажа и поддерживающих его пилонов. К моменту осуществления проекта в 1929 году  во фронтоне еще сохранялся  герб, а также вазы ограды.  Герб при ремонте предполагалось сохранить, возможно он был утрачен позднее.  Декоративные вазы были демонтированы.

Реконструкция и реставрация по проекту В.С. Шерстнева (инт-т «Ленпроект») 1957 – 1965. 

В 1957 – 1965 гг. годах здание дачи Кушелевых-Безбородко было реконструировано и реставрировано по проекту архитектор В.С. Шерстнева (институт «Ленпроект»).

Основной задачей проекта стало возвращение дачному дому облика  в стиле классицизма, задуманного и реализованного в 1783 – 1787 гг.  при графе А.А. Безбородко. С этой целью восстанавливались портики и трехчастные композиции с центральными полукруглыми окнами фасадов невских павильонов. Композиция и декор фасадов  изменялся в соответствии с  сохранившимся проектным чертежом – возвращался характер руста, оформление окон сандриками, горизонтальные тяги.  Восстанавливалась балюстрада  балкона.  Фронтон  оформлялся лепной композицией  из венка и лент, как было задумано  в проектном чертеже. 

Надстроенные над галереями деревянные части и  деревянные пристройки со стороны парка разбирались.  Галереи по проекту  оставались закрытыми, застроенные части  галерей  в ходе  реконструкции получили единое конструктивное решение: деревянные части  фасадов разобраны и восстановлены в кирпиче.

В интерьерах были сохранены элементы отделки  в стиле эклектики (парадная лестница).

Проект был осуществлен.  В настоящее время  здание сохраняет облик, полученный в результате реконструкции и реставрации 1960-х годов. 

До недавнего времени сохранялось  полукруглое крыльцо терраса  со стороны дворового фасада, возведенное в соответствии с проектом реставрации 1960-х гг. на месте первоначальной ротонды в проекте Д. Кваренги. 

1984 – 2004 гг.

В 1984 – 1992 гг. в здании проводился  выборочный капремонт. 

В 2004 году разработан проект реставрации  полукруглой террасы-крыльца дворового фасада в соответствии с проектом 1960-х годов В.С. Шерстнева. Ко времени составления проекта терраса находилась в руинированном состоянии. (58) Проект, по-видимому, не был осуществлен. В настоящее время от террасы сохраняются только фундаменты.

 В заключении можно охарактеризовать итог строительной истории здания.
В настоящее время дача Безбородко сохраняется в том виде, который
  он получил в ходе реставрации 1957 – 1965 гг. по проекту архитектора В.С. Шерстнева, и является памятником вторичной реставрации.  При  работах 1960-х гг.  были использованы приемы, идущие в разрез с нормами реставрации и охраны памятников сегодняшнего дня. 

  • Так, в угоду не очень достоверной архитектуры Кваренги (натурные исследования были проведены в недостаточном объеме и неравномерно), была уничтожена подлинная архитектура фасадов в стиле эклектики.
  • Целью работ декларировалась реставрация на период 1783 – 1787 гг., однако результат оказался компромиссным. Открытые галереи не были восстановлены, при этом поздние надстройки над галереями были разобраны, а со стороны сада поздние пристройки сохранены и увеличены в высоту и в плане. Уже во время реставрации исследованиями Е. Глезер было установлено, что галереи застраивались постепенно, и, возможно, проводилась одновременно с надстройками над ними и пристройками со стороны сада. Таким образом, полностью застроенные одноэтажные галереи, вероятно, никогда в истории здания не существовали и не соседствовали в одном периоде с дворовыми пристройками. Историчность памятника в том виде, который он получил в результате реконструкции 1960-х гг., вызывает сомнения.
  • Во фронтон была вписана лепная композиция, никогда не существовавшая ранее (хотя и предусмотренная первоначальным проектом).
  • Недостаточно точно воспроизведена архитектура заполнения центральных окон боковых портиков: отсутствуют полупилястры в их откосах.
  • Подлинные резные деревянные капители полуколонн галереи были заменены цементными, что, возможно, и вызвало в дальнейшем деструктивные процессы, приведшие к утрате пропорциональной идентичности ордера, вызывающее недоумение исследователей.
  • Пристройка полукруглого крыльца со стороны дворового фасада на месте исторической полуротонды, с заменой фундамента, уничтожила возможность натурного изучения этой утраченной части подлинного памятника и его восстановления.

 А.М. Залманзон

  1. Глезер Е.Н. Дача Кушелева-Безбородко на Неве. Архитектурное наследство, 1963, № 15
  2. ЦГАЛИ. Фонд 423. Опись 1. Дело 185 Глизер Е.Н. "Дача Кушелева-Безбородко". Историческая справка. Машинопись 1947; ЦГАЛИ. Фонд 423. Опись 1. Дело 186 Глизер Е.Н. "Дача Кушелева-Безбородко". Статья. Вариант 1-ый. Машинопись, автограф 1952; ЦГАЛИ. Фонд 423. Опись 1. Дело 187 Глизер Е.Н. "Дача Кушелева-Безбородко". Статья. Вариант 2-ой. Машинопись с авторской правкой 1957; ЦГАЛИ. Фонд 423. Опись 1. Дело 188 Глизер Е.Н. "Дача Кушелева-Безбородко". Статья. Иллюстративный материал к статье 1952; ЦГАЛИ. Фонд 423. Опись 1. Дело 193 Гримм Г.Г. Отзыв о статье Е.Н. Глизер "Дача Кушелева-Безбородко". Авторизованная машинопись. 1954
  3. Архив КГИОП
  4. Никитина А.Б. Архитектурное наследие H.A. Львова СПб., 2006
  5. ГМИ СПб инв № I-A-343-и
  6. Giacomo Quarenghi. А сига di Sandro Angelini, testo di Vladimir Piljavskij, catalogo di Vanni Zanella. Edizione promossa dal Credito Bergamasco. Monumeata Bergomensia LXVTI, Milano, 1984
  7. воспроизведена Никитина 2006, С.421
  8. «Иллюстрация», 1858, №28
  9. ГМИ СПб, инв № I-A-747-и, инв № I-A-748-и, инв № 1- A-749-и, инв № I-A-750-и
  10. ЦГА НТД ф. 192 о. 3-1 д. 3224
  11. ЦГА НТД ф. 36 о.3-4 дд. 39-61
  12. ЦГАЛИ СПб ф. 169 о.2 д.810. (Канн П. Полюстрово)
  13. Архитектор был дружен с Г.Н. Тепловым. А.Н. Петровым обнаружено письмо Баженова, в котором он просит выдать ему программу для строительства дома Теплова. Однако, не понятно, о каком доме идет речь : городском на Фонтанке или загородном в Полюстрово.
  14. Яковлева Е.Б. Историческая справка http://www.ptd5.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=57&Itemid=67
  15. ЦГАЛИ СПб ф. 423 о.1 д. 181
  16. ЦГИА. Фонд 262. Опись 10. Дело 18 Дача на Выборгской стороне, на правой стороне р.Невы, по обе стороны речки Утки тайного советника Ал-дра Андреев. Безбородко 1784
  17. Глезер Е.Н. Историческая справка. 1947 г. Архив КГИОП
  18. Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы проведенной в целях определения возможности приспособления объекта культурного наследия федерального значения «Дача Безбородко А.А. (Кушелевых-Безбородко)», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Свердловская наб., 40 лит А под культурно деловой центр. Выполнена ООО «ДевРос» в 2011 году
  19. ЦГАЛИ СПб ф. 423 о.1 д. 181
  20. ЦГАЛИ СПб ф. 423 о.1 д. 181
  21. ГМИ СПб инв № I-A-343-и
  22. Giacomo Quarenghi. А сига di Sandro Angelini, testo di Vladimir Piljavskij, catalogo di Vanni Zanella. Edizione promossa dal Credito Bergamasco. Monumeata Bergomensia LXVTI, Milano, 1984
  23. Яковлева Е.Б. Историческая справка
  24. Дополнительно об этом свидетельствует рисунок неизвестного художника сер. XIX в «Вид на Неву и Смольный монастырь от ограды дачи Кушелевых-Безбородко»; неизвестный художник сер. XIX в. https://www.miloserdie.ru/article/dom-so-lvami/
  25. Изображенный в плане 2-го этажа и на разрезе прямоугольный портик с балконом над ним, зафиксированный на чертежах 1862 года, по-видимому, появился позднее.
  26. К 1862 году полукруглая терраса была заменена прямоугольным в плане крыльцом с пилонами и прямоугольным балконом.
  27. Проведение научно-исследовательских археологических работ (разведки) по адресу: г. Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д.3 http://www.rescuearcheo.ru/piskarevskiy/1.htm
  28. Яковлева Е.Б. Историческая справка
  29. Сведения, выявлены экспертами в ходе работ по проведению государственной историко-культурной экспертизы в 2011 г. Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы проведенной в целях определения возможности приспособления объекта культурного наследия федерального значения «Дача Безбородко А.А. (Кушелевых-Безбородко)», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Свердловская наб., 40 лит А под культурно деловой центр. Выполнена ООО «ДевРос» в 2011 году.
  30. ЦГИА СПб, Ф.515, оп.1, Д.475, Л.6
  31. Разновременность застройки галерей подтверждается данными натурных обследований 1960-х гг. Тогда было выяснено, что заполнения интерколумниев имеют разную конструкцию – они были частично заполнены кирпичной кладкой, а частично заполнены деревянными стенами
  32. ЦГАЛИ СПб, ф. ф. 423 о.1 д. 181
  33. ЦГАЛИ СПб, ф. ф. 423 о.1 д. 181
  34. Это хорошо видно на фиксационных чертежах XIX в.. Однако на более поздних чертежах видно, что первый этаж пристроек со стороны сада выполнен в смешенной технике: примыкающие к основному объему части на 3 оси – каменные, а крайние на 3 оси деревянные. Второй этаж над этими пристройками полностью деревянный. Скорее всего, при выполнении фиксационных чертежей для залога 1862 г. была допущена неточность.
  35. Фотография из отчета Елизаветинской общины, а также изображения в пленах –на генпланах конца XIX вв. (копии хранятся в материалах работы Е.Н. Глезер - ЦГАЛИ. Фонд 423. Опись 1. Дело 188), на плане 1927 года из ЦГА НТД)
  36. «Отчет правления, состоящего под Августейшим покровительством Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Федоровны, Комитета для усиления средств Елизаветинской общины сестер милосердия Российского общества Красного Креста с 1 января 1901 г. по 1 января 1902 года». СПб, 1902 г.
  37. "Сестры милосердия России", под ред. Н.А. Белякова СПб., 2005. С.131 -141
  38. ЦГАЛИ СПб ф. 423 о. 1 д. 188
  39. ЦГА НТД ф. 36 о.3-4 д.50
  40. По результатам обследования сер XX установлено, что полукруглое окно при перестройке было зашито листами фанеры. ЦГА НТД ф. 36 о.3-4 д. 39
  41. При обследованиях сер. XX в. было выяснено, что интерколумнии заложены разным материалом – частично кирпичом, частично – деревом. ЦГА НТД ф. 36 о.3-4 д. 39
  42. Датируется по изображению в «Иллюстрации»
  43. Приблизительно датируется по исправлениям на чертеже сер. XIX в. в связи с залогом дачи
  44. ЦГА НТД ф. 192 о. 3-1 д. 3224 л.4
  45. К моменту обмеров 1957 года герб был утрачен
  46. ЦГА НТ Д ф. 192 о. 3-1 д. 3224 л. 2
  47. ЦГА НТД ф. 36 о. 3-4 д. 39
  48. ЦГА НТД ф. 36 о. 3-4 д. 39
  49. ЦГА НТД ф. 36 о. 3-4 д. 50 л.13
  50. ЦГА НТД ф. 36 о. 3-4 д. 39 л. 13
  51. Архив КГИОП п. 30 № 33
  52. Архив КГИОП П. 30 № 20
  53. Архив КГИОП. П. 30 № 28-31
  54. Архив КГИОП П. 30 № 27
  55. При обследованиях сер. XX в. было выяснено, что интерколумнии заложены разным материалом – частично кирпичом, частично – деревом. ЦГА НТД ф. 36 о.3-4 д. 39
  56. Датируется по изображению в «Иллюстрации»
  57. Приблизительно датируется по исправлениям на чертеже сер. XIX в. в связи с залогом дачи.
  58. Архив КГИОП п. 30 № 33