Концепция реставрационного регламента
для памятников истории и культуры

В основу данной концепции положены понятия, определяющие адекватный подход к сохранению памятников истории и культуры, сформулированные Международным конгрессом архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам (Венеция, 1964 г.) в документе, именуемом Венецианской хартией.

Любая деятельность по сохранению памятников истории и культуры подразумевает необходимость периодического вмешательства в памятник как информационно-техническую систему (в частности, как носитель информации о примененной строительной технике, этапах перестройки памятника и архитектурных приемах, использованных при его возведении), поэтому, планируя такое вмешательство, следует рассматривать такую систему как неделимое целое. Из данного положения следует, что любое вмешательство в отдельные составляющие, например, обновление красочного покрытия или восстановление утраченной части карниза, не может быть выполнено без учета его воздействия на всю систему памятника.

Кроме того, что любое фрагментарное вмешательство в памятник может, кроме искажения целостной информационной картины, вызывать изменения в системе взаимного влияния его составляющих и нарушать тем самым стабильность нормальных физико-механических и химических процессов, а также (в отдельных случаях) конструктивную целостность. Результат вмешательства может нарушать стабильность памятника как информационной системы.

На основании вышесказанного следует принять основополагающими следующие тезисы:

  1. Обязательность вмешательства в памятник должна быть обоснована невозможностью дальнейшей эксплуатации без значительного при этом ухудшения состояния памятника.
  2. Вид вмешательства (глубина вмешательства) должен быть обоснован состоянием памятника, определяемым путем системного обследования, как самого памятника (определения характера и степени износа, конкретных условий эксплуатации и конструктивной устойчивости объекта и его частей), так и истории его предшествующей реставрации. Обследования памятника разделяются на предварительные исследования, историко-архивные исследования, натурные исследования и лабораторное изучение образцов материалов.
  3. При выборе вида вмешательства следует стремиться к минимизации самого вмешательства, то есть любое воссоздание, как составная часть процесса, можно считать допустимым только в том случае, если без применения такового общее состояние памятника неизбежно ухудшится.
  4. При выборе вида вмешательства, применяемых технологий и материалов главным критерием должна являться историческая достоверность. Принцип технической совместимости применяемых технологий и материалов с оригинальными конструкциями и материалами не может использоваться без учета критерия исторической достоверности, но вместе с тем является обязательным.
  5. Любое вмешательство должно сопровождаться документацией: отчетами об обследовании с обоснованием выбранного вида вмешательства, проектной документацией и исполнительной документацией, включающей в себя исчерпывающую информацию о примененных материалах.
  6. Возможные виды вмешательства:
    • профилактический уход – уменьшение вредного воздействия окружающей среды, улучшение условий эксплуатации;
    • консервация – стабилизация существующего состояния, то есть - создание возможности длительного сохранения и эксплуатации конструкций и отделки с сохранением существующего внешнего вида, а также устранение причин активного разрушения материалов без проведения работ по воссозданию и восстановлению утраченных фрагментов, противоаварийные мероприятия;
    • реставрация – восстановление внешнего вида на определенный исторический период с сохранением оригинальных материалов, а также проведение мероприятий по облегчению условий существования оригинальных конструкций, отделок, инженерных систем и элементов декора;
    • воссоздание – замена полностью разрушенных или воссоздание утраченных частей, конструкций, элементов, отделки на новые на определенный период существования памятника.

Перечень реставрационных операций, методы их выполнения, а также материалы и инструмент, используемые при производстве работ, составляющие в совокупности реставрационную методику, определяются для каждого объекта индивидуально, исходя из его состояния, конкретных условий эксплуатации и исторической достоверности.